БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич

БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич
(7(18). 10.1738, с. Дворяниново Тульской губ. - 4(16). 10.1833, там же)
   историк, экономист, философ. С 1755 по 1762 г. - на военной службе; участвовал в Семилетней войне, в дальнейшем большую часть жизни провел в своем деревенском имении, поддерживал связи с рядом известных рус. деятелей, особенно с Новиковым, издававшим осн. философские сочинения Б. В Москве выходили журн. Б.: «Сельский житель» (1778–1779) и «Экономический магазин» (1780–1789); с 1794 г. он член Лейпцигского экономического об-ва. Социально-политические взгляды Б. развивались в русле европеизированной дворянской идеологии, в нек-рых пунктах расходившейся с идеологией официальной. Б. не удовлетворяли обсуждавшиеся в России проекты по крестьянскому вопросу; он особенно подчеркивал необходимость рационализации экономики и преодоления «крайнего невежества наших земледельцев», полагая, что «без просвещения ума одна собственность и независимость ничего не сделают», что к «великим успехам» приведет соединение «просвещенного ума» с «трудолюбием». Резко отрицательно относился Б. к восстанию Е. И. Пугачева и к Французской революции кон. XVIII в. Находясь в Кенигсберге, Б. увлекся первоначально философией лейпцигского проф. - вольфианца И. К. Готшеда и особенно идеями И. Г. Зульцера, что поставило его, по его собственному признанию, в «среднее положение между верой и неверием». Вскоре, однако, он обратился к концепциям критиков «справа» философии Г. В. Лейбница и X. Вольфа, в первую очередь ко взглядам нем. теолога и философа X. А. Крузиуса.
  В основание своих философских представлений Б. положил мысли о необходимости:
   1) согласовывать философию с Священным писанием;
   2) не ограничиваться одной верой, но опираться также «на ясные доводы и тонкие философические доказательства» и подкреплять религиозные положения здравыми философскими рассуждениями ума;
   3) знать и изучать связанную с натуральным богословием «науку о мире» - «физику» (по господствующим тогда в России понятиям в нее входили все естественные науки), при этом «физика» должна помочь познать «разум», «премудрость» и «промысел» Бога в природе, «божественную гармонию» и красоту природы.
   Тем самым Б. стал приверженцем распространившихся в Зап. Европе 1-й пол. XVIII в. концепций «натуртеологии», «физикотеологии», «астротеологии», «космотеологии», пытавшихся согласовать разум и веру, философию и теологию, учитывая достижения естествознания Нового времени. Познание Бога, мира и человека - самое нужное, по Б., из всех познаний человеческих. В центре философии находится «общее» - сущность Бога, строение природы, порядок, установленный в ней Богом. В духе теоцентризма Б. доказывал, что перед Богом человек «прах и ничто». Тем не менее его волновали также проблемы антропологии, особенно этики; он стремился «сопрягать физику с нравоучением», причем полагал, что в сфере морали должен действовать не только «закон откровенного слова», но также «закон естества и натурального права». Примыкая в своей основе к православно-христианскому этическому ригоризму, а частью к стоицизму, этика Б. выходила в ряде пунктов за их пределы. Всячески открещиваясь от возможных обвинений в эпикуреизме, Б. тем не менее шел именно в этом направлении, когда отстаивал свою концепцию «веселия» как способа отогнать грусть, неудовольствие, скуку, подчеркивал ценность первого и коренного желания человека - его стремления к совершенству. Хотя Б. думал, что от природы человек больше расположен ко злу, чем к добру, он призывал смотреть на людей прежде всего с хорошей стороны, а не с «худой». Философия Б. представляет собой пример, с одной стороны, продолжения в России процесса автономизации философии от богословия, отхода от крайнего теоцентризма, гуманизации философии в ренессанском духе, а с другой - начавшейся в кон. XVIII в. консервативной реакции на распространение в Зап. Европе и в России рационалистических и материалистических, а также просветительских идей, вступавших в противоречие с господствующей официальной идеологией православия.
   С о ч.: Записки. Спб., 1871–1873. Т. 1–4; Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми. М., 1776. Ч. 1; Чувствования христианина при начале и конце каждого дня в неделе, относящиеся к самому себе и к Богу. М., 1781; Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного. М., 1784. Ч. 1–3.
   Л и т.: Шкловский В. Б. Краткая и достоверная повесть о дворянине Болотове // Красная Новь. 1928. Кн. \2,Морозов И., Кучеров А. Болотов - публицист // Литературное наследство. М, 1933. № 9-10; Бердышев А. П. А. Т. Болотов. М. 1988.
   В. Ф. Пустарнаков

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич" в других словарях:

  • Болотов, Андрей Тимофеевич — Андрей Тимофеевич Болотов писатель, мемуарист, философ моралист, учёный Дата рождения …   Википедия

  • Болотов, Андрей Тимофеевич — род. 7 октября 1738 г. в своем родовом сельце Дворянинове, Алексинского уезда Тульской губернии, ум. 3 октября 1833 г. там же. До 12 ти лет он жил при отце, который служил полковником в архангелогородском полку. В этот полк десятилетний Болотов… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Болотов Андрей Тимофеевич — Андрей Тимофеевич Болотов писатель, мемуарист, философ моралист, учёный Дата рождения: 18 октября 1738(17381018) Место рождения: Дворяниново, Алексинский уезд Тульской губернии, Российская империя Дата смерти: 16 октября …   Википедия

  • Болотов, Андрей Тимофеевич — Андрей Тимофеевич Болотов. БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич (1738 1833), естествоиспытатель основоположник агрономии в России, писатель. Большую часть жизни прожил в деревне (руководил крупными царскими имениями в Тульской и Московской губерниях). Стал… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Болотов Андрей Тимофеевич — [7 (18) X 1738, с. Дворяниново Каширского у. Тульской губ. – 4 (16) X 1833, там же, похоронен в с. Русятино]. Принадлежал к небогатому дворянскому роду. Отец Б. (ум. 1750), полковник, участник многих военных походов, в т. ч. взятия Хотина,… …   Словарь русского языка XVIII века

  • Болотов Андрей Тимофеевич — Болотов, Андрей Тимофеевич, писатель. Родился в Тульской губернии, в родовом сельце Дворенинове (Алексинского уезда), 7 октября 1738 г. Первые годы жизни провел с родителями в Лифляндии и Финляндии, где служил его отец. Десяти лет был зачислен… …   Биографический словарь

  • Болотов Андрей Тимофеевич — [7(18).10.1738, Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии, 4(16).10.1833, там же], русский писатель и учёный, один из основателей русской агрономической науки, мемуарист. Родился в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне …   Большая советская энциклопедия

  • БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич — (1738 1833) русский писатель и естествоиспытатель, один из основоположников отечественной агрономической науки. Труд О разделении полей (1771) первое руководство по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. Вывел сорта… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Болотов Андрей Тимофеевич — (1738 1833), естествоиспытатель, один из основоположников отечественной агрономической науки, писатель. Труд «О разделении полей» (1771)  первое руководство по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. Вывел сорта… …   Энциклопедический словарь

  • БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич — (1738—1833), русский писатель, один из основателей русской агрономической науки. Изд. журн. «Сельский житель» (1778—79) и «Экономический магазин» (1780—89). Мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»